• Лента публикаций
  • Последние публикации
    • за все время
    • за полгода
    • за месяц
    • Города и страны
    • История
    • Космос
    • Личности
    • Наука
    • Среда обитания
    • Технологии
    • Человек
НАУКА И ЖИЗНЬ
Подписаться Войти / РЕГИСТРАЦИЯ
  • Небольшие технические трудности. В ближайшее время мы появимся в сети и сайт станет чуточку лучше

Ирина, Агафья и Наталья: Три царицы, открывавшие окна в Европу ещё до Петра I

24 февраля 2019
  • 20
  • 65
  • 10
  • 5
  • 1
Показать публикацию

Есть миф, что до Петра в сторону Европы цари русские и не смотрели: срам там один и бесовский технический прогресс. 

И только Пётр внезапно понял, что можно брать на западе технологии и образование. 

Но Петра не осенило на ровном месте: до него как минимум три царицы активно интересовались Европой и несли на Русь (и своих мужей) европейские тренды.

Ирина Годунова

Жена будущего Фёдора Ивановича росла с ним вместе в кремлёвских палатах, благодаря тому, что её дядя, Дмитрий Годунов, был царским постельничьим. Эпизоды интереса к западу в жизни Ивана Грозного — а он сам считал себя нерусским и время от времени обращал свои взоры к Европе — для Ирины стали постоянным увлечением. На юность её пришлось Время Королев, и, следя за слухами из дальних стран, Ирина начинала мечтать о том, чтобы стать такой же властительницей, способной развязывать войны и заключать перемирия. Мечта, которая казалась бесплодной — уделом цариц тогда была затворническая жизнь.

Анна Михалкова в роли Ирины Годуновой в сериале *Годунов*

Анна Михалкова в роли Ирины Годуновой в сериале *Годунов*

Замуж за царевича Ирина вышла ещё девочкой лет одиннадцати или двенадцати. Видным женихом Фёдор не показался бы никому. С ассиметричным лицом, вечной стеснительной полуулыбкой на губах, он, хотя и был много старше Ирины, казался разумом таким же ребёнком. Зато жену свою обожал, и это давало Годуновой шансы стать его соправительницей — когда свёкр умрёт.

Так и вышло. Вопреки тому, что царица очень долго не могла родить мужу ребёнка, царь её обожал и слушался во всём, так что Ирина потрясала бояр, выходя вместе с мужем к послам и участвуя в заседаниях Думы. Очень активно участвуя! Она активно устанавливала заграничные контакты. На запад — с королевой Англии Елизаветой. На юг — с Константинополем: именно благодаря Ирине Русская православная церковь стала патриархатом, что в шестнадцатом веке было очень важно для страны. На восток — с Тинатин, царицей кахетинской (историческая область Грузии), женой царя Александра — вассала иранского шаха.

Фёдор Иванович, реконструкция внешности.

Фёдор Иванович, реконструкция внешности.

Кроме того, из-за проблем царицы с деторождением — когда муж заинтересовался ею, как женщиной, выяснилось, что Ирина не может нормально родить — брат Ирины Борис пытался выписать именно английскую акушерку. Бояре не допустили. Мол, подменит царевича, если будет судьба царевичу вообще появиться. А когда Фёдор Иванович тяжело болел, Борис спешно вёл переговоры о замужестве сестры с австрийским принцем. Это потом ставили в вину и самой Ирине: мол, все же знают, что она на запад поглядывает, не мог без неё Борис на такое решиться сам…

После смерти Фёдора Ивановича Ирина осталась правящей царицей, но очень ненадолго. Её буквально вынудили отказаться от престола и уйти в монастырь — и это несмотря на то, что её поддержал патриарх Всея Руси. На долгие годы Москве пришлось забыть о царицах европейского образца — активных общественно и политически, не таящихся в теремах.

Ирина Годунова, реконструкция внешности.

Ирина Годунова, реконструкция внешности.

Агафья Грушецкая

Если Годунова хотела ввести только западный взгляд на место царицы, переведя его в боярскую думу и на приёмы послов, то царица Агафья принесла западные веяния в одежде, и, к ужасу седых бояр и церковников, молодые москвичи стали приноравливаться к польским нарядам. Была Агафья женой предшественника Петра I, молодого царя Фёдора Алексеевичам, так что ещё на памяти маленького Петра многие вокруг расставались со старыми фасонами.

Сейчас об этом редко вспоминают, но в истории многие польские дворяне, переходя на службу к царям московским, принимали православие и получали имения на востоке. Агафья была из семьи таких вот «продавшихся», по мнению оставшихся в католичестве, поляков. Она выросла в Смоленске и с детства одинаково свободно говорила на польском и русском языках.

Фёдор и Агафья.

Фёдор и Агафья.

Когда Агафья и Фёдор увидели друг друга, ей было семнадцать, ему — восемнадцать. Она стояла в толпе, глядя на крёстный ход, и упала в обморок, когда юноша проходил мимо. Многие полагали, что сделала Агафья это с расчётом, и расчёт удался — красивая девушка привлекла внимание царя. Он разузнал о ней побольше и решил жениться. У них нашлось очень много общего: например, Фёдор Алексеевич, чьим воспитателем был лично Симеон Полоцкий, отлично говорил по-польски.

Для приличия перед свадьбой устроили смотр невест, но всем было ясно, кого выберут. Агафья русское дворянство постоянно удивляла. Говорила она не по чину и полу смело и прямо, образована была не по обычаям прекрасно, кроме того, она была хоть и православная — но инородка, а таких браков русские цари до того никогда не заключали.

Портрет женщины в платье эпохи барокко от Франса Хальса.

Портрет женщины в платье эпохи барокко от Франса Хальса.

Постепенно под влиянием Агафьи постригать бороды стали не только молодые боярские сынки, но и порой очень уважаемые люди. Кто-то распробовал табак и пристрастился к трубочке. Соглашаясь с женой, молодой царь велел больше не носить «татарских платьев», то есть громоздких и пышных одеяний. При дворе мелькали польские или простого фасона русские костюмы. Наконец, именно Агафья добилась разрешения открывать в Москве латинские и польские школы.
Противники Агафьи стали утверждать, что она пытается обратить царя в «ляцкую», то есть польскую, веру. Руководила интригами против Агафьи мечтающая об увеличении собственного политического веса царевна Софья. Надо сказать, ей самой многое западное было не чуждо, но в борьбе с Агафьей пришлось опираться на ревнителей старого — другой оппозиции не нашлось. В то же время её сёстры ходили, не заплетая кос, в модных крохотных шапочках, открывающих волосы, и приталенных платьях. Им определённо нравился установленный Агафьей порядок: теперь вещи выбирали для покупок царевнам не служащие специального приказа, а они сами. Приказ только оплачивал и доставлял покупки.

Портрет царя Фёдора.

Портрет царя Фёдора.

Подобно тому, как западные королевы обзаводились фрейлинами, Агафья держала подле себя дворовых боярынь. Все они, как одна, носили европейские приталенные платья. По сути, в сфере моды и реформ по дворцовому этикету Пётр только продолжал дела своей невестки.

Увы, но роды первенца прошли так тяжело, что царица умерла на третий день после них. Вскоре умер и её сын. Потеряв любимую жену, царь Фёдор погрузился в глубочайшую депрессию. Он пережил любимую меньше, чем на год.

Наталья Нарышкина

Мачеха царя Фёдора Наталья была тоже официально выбрана царём Алексеем на смотре невест, а неофициально — понравилась ему куда раньше. Царь к тому времени был уже вдов, так что был намного старше всех показанных ему девушек. Наталья так запала ему в душу, что когда пытались наговаривать — мол, глаза у неё выпученные, больная небось — изволил разгневаться. Как и у Фёдора с Агафьей, у Натальи и Алексея оказались общие интересы. Дядя Натальи боярин Матвеев, вырастивший Наталью, очень любил всё европейское, как и сам Алексей Михайлович. Вплоть до того, что женой Матвеева была шотландка — которая, по сути, воспитанием Натальи и занималась.

Вскоре после свадьбы у царя с царицей родился сын Пётр, а потом две дочери. Когда Петру было четыре года, Наталья овдовела и всё воспитание сына лежало фактически на её плечах.

Царица Наталья предъявляет во время стрелецкого бунта царевичей Петра и Ивана на картине Николая Дмитриева-Оренбургского.

Царица Наталья предъявляет во время стрелецкого бунта царевичей Петра и Ивана на картине Николая Дмитриева-Оренбургского.

Если Алексей Михайлович любил читать переведённую для него нарочно западную литературу и мебель в стиле барокко, то Наталья была одержима западными образцами образования. Это она поощряла увлечение Петруши походами в немецкую слободу, это она заказывала ему книжки для обучения по самым современным европейским педагогическим методикам, она выбирала круг общения Петра.

Источник

+91
  • 20
  • 65
  • 10
  • 5
  • 1
Мирослава
созерцатель
  • Активность: 131k
  • Пол: Женщина
Мирослава созерцатель
Личности
Публикации месяца
12 удивительных созданий природы, о которых вы точно не слышали
12 удивительных созданий природы, о к...
1319 2
10 фактов о смерти и зачем ее вообще изучать
10 фактов о смерти и зачем ее вообще ...
1227 2
5 знаменитых женщин, о мужьях которых мало известно
5 знаменитых женщин, о мужьях которых...
1673 1
Тайны Марии Медичи: правда и ложь на полотнах Рубенса
Тайны Марии Медичи: правда и ложь на ...
1117 2
10 изобретений, сделанных древними греками, которые мы используем и сегодня
10 изобретений, сделанных древними гр...
1150 0
7 древнейших сооружений мира, с которыми связаны неразрешимые загадки и неразгаданные тайны
7 древнейших сооружений мира, с котор...
1201 2
6 странных сражений Средневековья, которые оказались круче, чем современное кино
6 странных сражений Средневековья, ко...
918 0
9 удачных изобретений в мире, которые появились благодаря счастливой случайности
9 удачных изобретений в мире, которые...
1048 0
Интересные факты о египетских пирамидах: почему их до сих пор не могут построить
Интересные факты о египетских пирамид...
1133 1
Древние постройки, которые поражают сложностью ученых современности
Древние постройки, которые поражают с...
1083 4

Показать комментарий

[[comment.formatted_mark_curval]]
[[comment.formatted_mark_curval]]
Андрей
ученик
  • Активность: 1493
  • Репутация: 12
  • Пол: Мужчина
Андрей ученик
3 года назад

Добрый, точнее флоту Руси, которой существовал ещё как минимум за тысячу лет до "прорубателя окон" самому мощному,крупному,грамотноводимому, как речному так и морскому, как торговому, так и военному,суда которых были сотворены искуснейшим образом из дерева без единого гвоздя и вмещали невиданный супостатному тоннаж и количество воинов которые даже Византийский Царь-Град приводило в трепет, не говоря об иных басурманах

+13
2014
гуру
  • Активность: 66k
  • Репутация: 1602
2014 гуру
3 года назад

Андрей, не просто не дают, так ещё и урезали и не перепечатывают, а историю Ломоносова вообще изъяли и подсунули ахинею шлёцера под именем Ломоносова, когда у них история совершенно разные

+9
2014
гуру
  • Активность: 66k
  • Репутация: 1602
2014 гуру
3 года назад

миха, твои жупелские и невежественные вбросы могут интересовать исключительно недоумков или подлецов, по сеньке и шапка, ты когда будешь свои вбросы доказывать тогда и посмотрим, а пока ты обычный пустозвон демагог, жупел, миха жупел

+9

221 комментарий

Алексей Бездубков
злостный тролль
  • Активность: 72k
  • Репутация: -8144
  • Пол: Мужчина
Алексей Бездубков злостный тролль
3 года назад

Комментарий скрыт, потому что многим пользователям он не понравился.

Показать комментарий

Сказки о царе Салтане.
Читайте Фоменко и Носовского.
Против математики не попрёшь.

-5
Michael Ezer
злостный тролль
  • Активность: 13k
  • Репутация: -124
  • Пол: Мужчина
Michael Ezer злостный тролль Алексей Бездубков
3 года назад

None

Показать комментарий

Александр, прекрасный пример неприменения псевдоматемаьических методов К несоответствующему комплексу источников истопников. Сапожник- знай свои колодкм ... и имей совесть!

-2
Алексей Бездубков
злостный тролль
  • Активность: 72k
  • Репутация: -8144
  • Пол: Мужчина
Алексей Бездубков злостный тролль Michael Ezer
3 года назад

Комментарий скрыт, потому что многим пользователям он не понравился.

Показать комментарий

Michael, математика, наука строгая. Опровергнуть расчёты желающих нет.
А история, она под каждого правителя своя пишется. И хорошо, если при этом не жгут книги в огромных кострах.
Историки, они чего, на своих шестках сидят и из нужных рук корм получают.

-6
Michael Ezer
злостный тролль
  • Активность: 13k
  • Репутация: -124
  • Пол: Мужчина
Michael Ezer злостный тролль Алексей Бездубков
3 года назад

None

Показать комментарий

Александр, м ы опять в тупике...слишком разные миры и логики...Оценку Вашей - давать не буду, не хочется обижать. Верьте во что хотите, только не думайте, что это-наука...

-1
Алексей Бездубков
злостный тролль
  • Активность: 72k
  • Репутация: -8144
  • Пол: Мужчина
Алексей Бездубков злостный тролль Michael Ezer
3 года назад

Комментарий скрыт, потому что многим пользователям он не понравился.

Показать комментарий

Michael, вера, удел слабых.
Как я вижу, у Вас по истории КПСС пятёрка была.
Дополнительно напоминаю- хто дефушку кормит, тот иё и танцует.

-7
Michael Ezer
злостный тролль
  • Активность: 13k
  • Репутация: -124
  • Пол: Мужчина
Michael Ezer злостный тролль Алексей Бездубков
3 года назад

None

Показать комментарий

Александр, вы что, кроме советского райкома в жизни ничего не видели и думаете, что все жили и творили по звонкам из него...или подсознательно видите весь мир продолжающий жить именно так? Впрочем спорить не о чем... мы с вами принадлежим к разным видам ...биологически...

0
Алексей Бездубков
злостный тролль
  • Активность: 72k
  • Репутация: -8144
  • Пол: Мужчина
Алексей Бездубков злостный тролль Michael Ezer
3 года назад

Комментарий скрыт, потому что многим пользователям он не понравился.

Показать комментарий

Michael, Вы ещё оказывается и биолог никудышный...
Зато, по- видимому, медалист по научному коммунизму.

-7
Michael Ezer
злостный тролль
  • Активность: 13k
  • Репутация: -124
  • Пол: Мужчина
Michael Ezer злостный тролль Алексей Бездубков
3 года назад

None

Показать комментарий

Александр, в качестве медалиста могу лишт поздравить с Великой Датой Дыхания По Чейн-Стоксксу. Сегодня 5 марта - день Осиновотго Кола Упырю!

-1
Алексей Бездубков
злостный тролль
  • Активность: 72k
  • Репутация: -8144
  • Пол: Мужчина
Алексей Бездубков злостный тролль Michael Ezer
3 года назад

Комментарий скрыт, потому что многим пользователям он не понравился.

Показать комментарий

Michael, медик Вы тоже отвратный, ибо даже симптом правильно написать не в силах.
Так хто жи Вы?
Да просто- болван, начитавшихся литературы для оболванивания и уже спешащий на осиновый кол.
Окстись.

-7
Добрый Человек
ученик
  • Активность: 2213
  • Репутация: 19
  • Пол: Мужчина
Добрый Человек ученик
3 года назад

None

Показать комментарий

Окно в Европу прорубил Петр 1. Ну ну. Есть еще один миф. Что Российскому флоту всего лишь 300 лет.

+6
Андрей
ученик
  • Активность: 1493
  • Репутация: 12
  • Пол: Мужчина
Андрей ученик Добрый Человек
3 года назад

None

Показать комментарий

Добрый, точнее флоту Руси, которой существовал ещё как минимум за тысячу лет до "прорубателя окон" самому мощному,крупному,грамотноводимому, как речному так и морскому, как торговому, так и военному,суда которых были сотворены искуснейшим образом из дерева без единого гвоздя и вмещали невиданный супостатному тоннаж и количество воинов которые даже Византийский Царь-Град приводило в трепет, не говоря об иных басурманах

+13
Добрый Человек
ученик
  • Активность: 2213
  • Репутация: 19
  • Пол: Мужчина
Добрый Человек ученик Андрей
3 года назад

None

Показать комментарий

Андрей, Вот и я о том же. Или Святослав в Царьград на зафрахтованном туроператором чартере ходил. И Шпицберген за долго до такого названия Грумантом прозвали

+5
Дмитрий Сидоренко
мастер
  • Активность: 8718
  • Репутация: 58
  • Пол: Мужчина
Дмитрий Сидоренко мастер Добрый Человек
3 года назад

None

Показать комментарий

Добрый, вот как раз о Святославе очень хорошо многое известно. Даже его внешний вид. Кстати, очень мало отличается от гоголевских казаков. Но, к сожалению, все эти сведения из византийских источников. Да, Святослав воевал с Византией, но, в Болгарии. Откуда его вынудили уйти.
Грумант назвали Шпицбергеном по той же причине, по которой пролив Беринговым. До Петра весь великий русский флот не знал штурманской науки и не имел нормальных карт.

+2
2014
гуру
  • Активность: 66k
  • Репутация: 1602
2014 гуру Дмитрий Сидоренко
3 года назад

None

Показать комментарий

Дмитрий, а вот непонятка, а как сей Святослав себе хвостик на голове делал?

+7
Дмитрий Сидоренко
мастер
  • Активность: 8718
  • Репутация: 58
  • Пол: Мужчина
Дмитрий Сидоренко мастер 2014
3 года назад

None

Показать комментарий

2014, не знаю. Но, и сейчас видел такое. Как то же делали...

0
2014
гуру
  • Активность: 66k
  • Репутация: 1602
2014 гуру Дмитрий Сидоренко
3 года назад

None

Показать комментарий

Дмитрий, сейчас то это понятно как, а вот в то время такой хвостик было сделать невозможно, значит сей миф максимум из 17 века, ранее никак

+7
Дмитрий Сидоренко
мастер
  • Активность: 8718
  • Репутация: 58
  • Пол: Мужчина
Дмитрий Сидоренко мастер 2014
3 года назад

None

Показать комментарий

2014, почему невозможно? Наши предки, даже очень давние, были не глупее нас. У них что, ножей не было? По моему, уже древние греки умели бриться...

+1
2014
гуру
  • Активность: 66k
  • Репутация: 1602
2014 гуру Дмитрий Сидоренко
3 года назад

None

Показать комментарий

Дмитрий, бритва изобретена в начале 17 столетия, а ножом бриться невозможно, если есть сомнения, то ведь можно это попробовать, ножом бриться, это факт, а остальное фантазии

+7
Дмитрий Сидоренко
мастер
  • Активность: 8718
  • Репутация: 58
  • Пол: Мужчина
Дмитрий Сидоренко мастер 2014
3 года назад

None

Показать комментарий

2014, согласен. Но, тем не менее, брились.

0
2014
гуру
  • Активность: 66k
  • Репутация: 1602
2014 гуру Дмитрий Сидоренко
3 года назад

None

Показать комментарий

Дмитрий, в реальной истории бриться стали с 17 века, когда стало чем, а в придуманной хоть когда, хоть сто тысяч лет назад, вот на этом лживая версия истории и рушится

+7
Дмитрий Сидоренко
мастер
  • Активность: 8718
  • Репутация: 58
  • Пол: Мужчина
Дмитрий Сидоренко мастер 2014
3 года назад

None

Показать комментарий

2014, посмотрите на древнегреческие скульптуры. Брились. И головы брили. Дикари с тропических островов раковины использовали. А католические попы тонзуры тоже с 17 века выбривать стали?

+1
2014
гуру
  • Активность: 66k
  • Репутация: 1602
2014 гуру Дмитрий Сидоренко
3 года назад

None

Показать комментарий

Дмитрий, бриться можно только бритвой, лезвием, вывод прост, все скульптуры древности изготовлены в веке 18 или позже, попы тоже самое, да хоть что, это факт такой, и это самое упрямая штука, не поддаётся фвльсификации

+7
Дмитрий Сидоренко
мастер
  • Активность: 8718
  • Репутация: 58
  • Пол: Мужчина
Дмитрий Сидоренко мастер 2014
3 года назад

None

Показать комментарий

2014, Вы никогда не слышали о бритье ПО СВИНЯЧЬЕМУ?

-1
2014
гуру
  • Активность: 66k
  • Репутация: 1602
2014 гуру Дмитрий Сидоренко
3 года назад

None

Показать комментарий

Дмитрий, нет, впервые слышу

+7
Дмитрий Сидоренко
мастер
  • Активность: 8718
  • Репутация: 58
  • Пол: Мужчина
Дмитрий Сидоренко мастер 2014
3 года назад

None

Показать комментарий

2014, горящей головнёй и мокрой тряпкой

0
2014
гуру
  • Активность: 66k
  • Репутация: 1602
2014 гуру Дмитрий Сидоренко
3 года назад

None

Показать комментарий

Дмитрий, это может и можно так что то сбрить, но результат будет не радостный, вряд ли так второй раз кто то захочет такое, отсюда вывод прост, всё без исключений выбритое создано после века 17, а что потом наплели так то от небольшого ума, либо по умыслу фальсификаций

+6
Michael Ezer
злостный тролль
  • Активность: 13k
  • Репутация: -124
  • Пол: Мужчина
Michael Ezer злостный тролль Дмитрий Сидоренко
3 года назад

None

Показать комментарий

Дмитрий, да зачем же лучиной? Еще в Древнем Египте брились наголо и умели дела эпиляцию тела... Бритвами и брились и "кровь открывали"...и операции делали...

+2
Дмитрий Сидоренко
мастер
  • Активность: 8718
  • Репутация: 58
  • Пол: Мужчина
Дмитрий Сидоренко мастер Michael Ezer
3 года назад

None

Показать комментарий

Michael, я читал воспоминания, что так брились ещё во время Гражданской войны.

-1
2014
гуру
  • Активность: 66k
  • Репутация: 1602
2014 гуру Дмитрий Сидоренко
3 года назад

None

Показать комментарий

Дмитрий, так в принципе можно и камнем бриться, тереть, правда кожу всю стереть, дело не в этом, дело в том что лезвия изобретены в 17 столетии, только лезвиями можно гладко выбриваться, что и видим на всех скульптурах и картинках, а это значит что вся версия истории лживая, и это всего лишь один из примеров, в настоящей истории то что навязано не существовало, это миф, хоть и много распространённый

+8
Michael Ezer
злостный тролль
  • Активность: 13k
  • Репутация: -124
  • Пол: Мужчина
Michael Ezer злостный тролль Дмитрий Сидоренко
3 года назад

None

Показать комментарий

Дмитрий, бритвы находят в немалом количестве в раскопках самых разных эпох. Вывески цирюльников были даже в Помпеях. Они были персонажами римских комедий...почти ,как Фигаро..., часто- образом сутенера, сводника...

+3
Дмитрий Сидоренко
мастер
  • Активность: 8718
  • Репутация: 58
  • Пол: Мужчина
Дмитрий Сидоренко мастер Michael Ezer
3 года назад

None

Показать комментарий

Michael, много чем цирюльники занимались. Один из отцов хирургии, как науки, Амбруаз Паре, начинал как цирюльник. Дипломированные врачи тогда вообще не делали хирургических операций. Оперировали цирюльники под присмотром врачей. Но, Паре, не знавший латыни, приобрёл такую популярность, что король спрятал его - гугенота, в своих покоях во время Варфоломеевской ночи.

+1
Андрей
ученик
  • Активность: 1493
  • Репутация: 12
  • Пол: Мужчина
Андрей ученик Дмитрий Сидоренко
3 года назад

None

Показать комментарий

Дмитрий, всё русский флот имел и причём задолго до Петра. А Пётр-то тот чего на коне в Питере в римском одеянии облачён-А!? Вся русская летопись исковеркана с изТориками , особенно, со времён насаждения на Руси христианства

+1
2014
гуру
  • Активность: 66k
  • Репутация: 1602
2014 гуру Андрей
3 года назад

None

Показать комментарий

Андрей, у Татищева есть написаное, что на памятнике на коне не пётр, а бог Световид

+8
Андрей
ученик
  • Активность: 1493
  • Репутация: 12
  • Пол: Мужчина
Андрей ученик 2014
3 года назад

None

Показать комментарий

2014, точно. Вот Татищева-то в заведениях потому и не дают

+1
2014
гуру
  • Активность: 66k
  • Репутация: 1602
2014 гуру Андрей
3 года назад

None

Показать комментарий

Андрей, не просто не дают, так ещё и урезали и не перепечатывают, а историю Ломоносова вообще изъяли и подсунули ахинею шлёцера под именем Ломоносова, когда у них история совершенно разные

+9
Michael Ezer
злостный тролль
  • Активность: 13k
  • Репутация: -124
  • Пол: Мужчина
Michael Ezer злостный тролль 2014
3 года назад

None

Показать комментарий

2014, чушь и бред. Зайти в каталог БАН или Ленинки. Прочисть уши и мозги!

0
2014
гуру
  • Активность: 66k
  • Репутация: 1602
2014 гуру Michael Ezer
3 года назад

None

Показать комментарий

миха, твои жупелские и невежественные вбросы могут интересовать исключительно недоумков или подлецов, по сеньке и шапка, ты когда будешь свои вбросы доказывать тогда и посмотрим, а пока ты обычный пустозвон демагог, жупел, миха жупел

+9
Дмитрий Сидоренко
мастер
  • Активность: 8718
  • Репутация: 58
  • Пол: Мужчина
Дмитрий Сидоренко мастер 2014
3 года назад

None

Показать комментарий

2014, ругань - свидетельство слабости. Доказывают правоту аргументами.

-1
2014
гуру
  • Активность: 66k
  • Репутация: 1602
2014 гуру Дмитрий Сидоренко
3 года назад

None

Показать комментарий

Дмитрий, доказывает что время терять на пустое не стоит, нет доказательств нет ничего, о чём и написано, что то не ясно? когда найдёте доказательства у михи жупела то покажите, не демагогию или пустую болтовню

+8
Michael Ezer
злостный тролль
  • Активность: 13k
  • Репутация: -124
  • Пол: Мужчина
Michael Ezer злостный тролль Дмитрий Сидоренко
3 года назад

None

Показать комментарий

Дмитрий, вряд ли мы в этом случае имеем дело с человеческим существом . это даже не "хомо советикус", это просто -для телепередачи "Из мира животных", продукт антиэволюции, мутация, к сожалению живучая.

-1
Дмитрий Сидоренко
мастер
  • Активность: 8718
  • Репутация: 58
  • Пол: Мужчина
Дмитрий Сидоренко мастер Michael Ezer
3 года назад

None

Показать комментарий

Michael, я достаточно долго занимался прикладной наукой. И, немного понимаю понимаю, что такое настоящая наука. Как раз, перед крахом СССР невесть откуда повылазила нечистая сила всяких магов, прорицательниц и тд и тп. Одни люди ударились в религию, другие в чёрт те что..

0
Michael Ezer
злостный тролль
  • Активность: 13k
  • Репутация: -124
  • Пол: Мужчина
Michael Ezer злостный тролль Андрей
3 года назад

None

Показать комментарий

Андрей, писал по нему реферат на 4-м курсе в семинаре по историографии.

-1
Андрей
ученик
  • Активность: 1493
  • Репутация: 12
  • Пол: Мужчина
Андрей ученик 2014
3 года назад

None

Показать комментарий

2014, Зато Репины дают Ивана 4, который убивает своего сына. Мало того, что уже доказано, что не убивал он его, так и Грозный то на лик ну никак на славянина-то не тянет

+2
Дмитрий Сидоренко
мастер
  • Активность: 8718
  • Репутация: 58
  • Пол: Мужчина
Дмитрий Сидоренко мастер Андрей
3 года назад

None

Показать комментарий

Андрей, посмотрите на памятник Суворову на Марсовом поле. Мода была такая. Насчёт истории... Это доказывать желательно, а не выдумывать.

0
Добрый Человек
ученик
  • Активность: 2213
  • Репутация: 19
  • Пол: Мужчина
Добрый Человек ученик Дмитрий Сидоренко
3 года назад

None

Показать комментарий

Дмитрий, И откуда вам это все известно? Из византийских летописей?

+2
Дмитрий Сидоренко
мастер
  • Активность: 8718
  • Репутация: 58
  • Пол: Мужчина
Дмитрий Сидоренко мастер Добрый Человек
3 года назад

None

Показать комментарий

Добрый, я их не читал. Не умею по гречески. Древнеславянские тексты видел только на фото. Я, вообще то, бывший инженер - металлообработчик. А историю просто люблю.

-1
Добрый Человек
ученик
  • Активность: 2213
  • Репутация: 19
  • Пол: Мужчина
Добрый Человек ученик Дмитрий Сидоренко
3 года назад

None

Показать комментарий

Дмитрий, Тогда откуда известно что ....До Петра весь великий русский флот не знал штурманской науки и не имел нормальных карт.
Мифы, мифы, мифы . история наша сплошной миф. Ничего точно сказать невозможно и с приходом новых правителей прежнее подчищается. Не только в России везде так.

+3
2014
гуру
  • Активность: 66k
  • Репутация: 1602
2014 гуру Добрый Человек
3 года назад

None

Показать комментарий

Добрый, всё гораздо серьёзней, запад не имеет реальной истории, и что бы западу что то иметь надо уничтожать реальную историю, историю Руси или как ещё называли эту страну, вот этим и занимаются, уничтожают, подделывают, навязывают, и всё топорно и бездоказательно, но массировано, хотя вся глупость их лежит на поверхности, один фальсификат новодела стоунхедж чего стоит, и остальное так же

+8
Дмитрий Сидоренко
мастер
  • Активность: 8718
  • Репутация: 58
  • Пол: Мужчина
Дмитрий Сидоренко мастер Добрый Человек
3 года назад

None

Показать комментарий

Добрый, вероятно, в Интернете есть СКАСКИ Дежнёва и других землепроходцев. Они сохранились. Там, к сожалению, нет географических координат их открытий. А без этого можно язык стереть, доказывая.

+1
Добрый Человек
ученик
  • Активность: 2213
  • Репутация: 19
  • Пол: Мужчина
Добрый Человек ученик Дмитрий Сидоренко
3 года назад

None

Показать комментарий

Дмитрий, Так и я об этом. История самая врущая наука.

+1
Michael Ezer
злостный тролль
  • Активность: 13k
  • Репутация: -124
  • Пол: Мужчина
Michael Ezer злостный тролль Добрый Человек
3 года назад

None

Показать комментарий

Добрый, таки и не имел...за отсутствием самого флота открытого моря и кораблей пригодных для этого. Плавания велись по рекам, вдоль кромки берегов морей, дорога на Грумант была хорошо накатана и норвежцами и поморами с 12 в. Для плавания тогда хватало поморских т.н. "знаний" и их викинговских аналогов. Маршруты запоминались кормщиками на память, чаще всего. В конце концов , именно Ченслер во времена Грозного приплыл из Англии в устью Сев. Двины, а не наоборот ...и это о чем то говорит. Суда Ганзы приходили в Новгород. а не новогородские лодьи в Па де Кале. Система Новогородские плавания вдоль северных берегов накрылись после разорения Новгорода сумасшедшим маньяком - Грозным. Может быть вслед за Орлом ему еще поставить памятник поближе к Новой Земле? А создать настоящую навигационную науку не могли- для этого нужно было иметь базу наблюдательной и теоретической астрономии, систему координат и т.п. За отсутствием на Руси (спасибо благоверным государям!) наук и светского образования европейского уровня , все это можно было только взять у Запада...Ах . я забыл- Запада не было, его науки не существовали, как и его история.... а Америку открыл Садко-богатый гость.

-1
Дмитрий Сидоренко
мастер
  • Активность: 8718
  • Репутация: 58
  • Пол: Мужчина
Дмитрий Сидоренко мастер Michael Ezer
3 года назад

None

Показать комментарий

Michael, для создания штурманской науки необходима была астрономия, математика именно, как прикладные науки. Точное приборостроение для массового производства часов и астролябий. Достаточно сказать, что Нартов изобрёл суппорт на токарный станок раньше, чем в Европе. И что? А ничего... Так и остался в единичных экземплярах. А это непременная часть любого более - менее точного токарного станка. Залежи хорошей железной руды - КМА и Урал. Меди - восток Башкирии. О серебре или золоте и говорить нечего. А в Европе всё это добывают до сих пор.

0
Michael Ezer
злостный тролль
  • Активность: 13k
  • Репутация: -124
  • Пол: Мужчина
Michael Ezer злостный тролль Дмитрий Сидоренко
3 года назад

None

Показать комментарий

Дмитрий, верно, но и заимствовать их как прикладные, смогли только с середины 17 в. (создать самим -шансов не было, не было базы, ...даже Колумбу его карты пришли через астрономов Падуанского университета и Авраама Закутто - эти были как раз "теоретиками", создавашими прикладные вещи). Забавно, что исходная посылка была неверна (система Птолемея), но ее смогли как-то компенсировать через сложнейшие эпициклы разного порядка...и все работало.) В России пошли путем выявления талантливых практиков. "следопытов" типа Дежнева, но это не давало возможности их опыт сделать частью системы обучения , пустить в "серию"... , закуксилось на личностях... так и с Нартовым...

0
Michael Ezer
злостный тролль
  • Активность: 13k
  • Репутация: -124
  • Пол: Мужчина
Michael Ezer злостный тролль Дмитрий Сидоренко
3 года назад

None

Показать комментарий

Дмитрий, греческий не нужем, множество хроник переведены на русский . Только . напрямую, что по летопися русским, что по византийским историю давно уже не учат, а изучают сами это летописи как отражение взглядов авторов на реальные события...чтобы их как-то вычленить...

0
Дмитрий Сидоренко
мастер
  • Активность: 8718
  • Репутация: 58
  • Пол: Мужчина
Дмитрий Сидоренко мастер Michael Ezer
3 года назад

None

Показать комментарий

Michael, спасибо! Попробую почитать.

-1
2014
гуру
  • Активность: 66k
  • Репутация: 1602
2014 гуру Добрый Человек
3 года назад

None

Показать комментарий

Добрый, а им и не известно, они так, от фонаря или вторят вранью либо сами врут, доказательств не предоставляют, так мелют чего не попадя

+8
Michael Ezer
злостный тролль
  • Активность: 13k
  • Репутация: -124
  • Пол: Мужчина
Michael Ezer злостный тролль Добрый Человек
3 года назад

None

Показать комментарий

Добрый, из минимального напряжения мозгов, если они еще остались.

-1
Michael Ezer
злостный тролль
  • Активность: 13k
  • Репутация: -124
  • Пол: Мужчина
Michael Ezer злостный тролль Дмитрий Сидоренко
3 года назад

None

Показать комментарий

Дмитрий, В основном верно...Петр наломал много дров: взял для обводов кораблей (гл. образом в северных морях плавали) голландские и английские модели ,а не приспособленные для льдов поморские обводы поморских кочей и их методику сшива шпангоутов и обшивки , запретил строит по-поморски, уничтожил старые поморские "знания" - прообразы лоций. (Хотя Шергин в его поморских былинках многое выдумал по этому поводу из местного патриотизма , и из того. что публиковал их в году 48-50 ...самая борьба с "низкопоклонством" ) Это еще связано и с тем, что много поморов были староверами - значит неблагонадежны. По сути - настоящий флот в России появляется при Екатерине. Шведов Петр задавил . скорее, массой, гребными галерами и т.д.... Святослав вообще хотел в болгарский Перяслав столицу перенести...и вряд ли знал, что его в русские (в нынешнем значении слова) запишут.. Грумант- название скандинавское, принятое и переиначенное поморами , это - от названия Гренландии. Скандинавы считали, что Шпицберген (так кго назвал в конце 16 в. голландец Баренц, доказавший, что это остров) - это часть Гренландии (Gruland, Grutland Grumland) так это в поморской модификации и вошло в диалект.

-1
Дмитрий Сидоренко
мастер
  • Активность: 8718
  • Репутация: 58
  • Пол: Мужчина
Дмитрий Сидоренко мастер Michael Ezer
3 года назад

None

Показать комментарий

Michael, я с Вами почти полностью согласен. Видите ли, кочи были небольшими промысловыми судами. И для превращения из в военные необходимо было провернуть огромную работу, на которую не было ни средств, ни специалистов, ни времени. Проще и быстрее было нанять специалистов, владеющих технологиями серийного производства кораблей.

0
Michael Ezer
злостный тролль
  • Активность: 13k
  • Репутация: -124
  • Пол: Мужчина
Michael Ezer злостный тролль Дмитрий Сидоренко
3 года назад

None

Показать комментарий

Дмитрий, и это верно

0
Дмитрий Сидоренко
мастер
  • Активность: 8718
  • Репутация: 58
  • Пол: Мужчина
Дмитрий Сидоренко мастер Michael Ezer
3 года назад

None

Показать комментарий

Michael,

-1
Дмитрий Сидоренко
мастер
  • Активность: 8718
  • Репутация: 58
  • Пол: Мужчина
Дмитрий Сидоренко мастер Michael Ezer
3 года назад

None

Показать комментарий

Michael, я же не зря технологом был.

-1
Андрей
ученик
  • Активность: 1493
  • Репутация: 12
  • Пол: Мужчина
Андрей ученик Добрый Человек
3 года назад

None

Показать комментарий

Добрый, и не только на Царьград, а и по Каспию и по Белому моря и по Северным также, уж-по рекам Волге, Иртышу,Енисею,Оби тем паче. А на Грумант тот когда иноземцы с экспедицией прибыли, то обнаружили там остовы кораблей, лодок и строения русов, которые там задолго до их прихода землицу ведали

+1
Добрый Человек
ученик
  • Активность: 2213
  • Репутация: 19
  • Пол: Мужчина
Добрый Человек ученик Андрей
3 года назад

None

Показать комментарий

Андрей, А я о чем?

+1
Дмитрий Сидоренко
мастер
  • Активность: 8718
  • Репутация: 58
  • Пол: Мужчина
Дмитрий Сидоренко мастер
3 года назад

None

Показать комментарий

Всё правильно. Но, все они просто не могли, исходя из ментальности русского правящего класса изменить что то за пределами дворцов. Для появления императриц понадобились реформы Петра.

+2
Руслёна Назарова
ученик
  • Активность: 3453
  • Репутация: 30
  • Пол: Женщина
Руслёна Назарова ученик
3 года назад

None

Показать комментарий

Ну пробовали прорубить, скажем так. Были типа ,первопроходцами.

+2
Антонина
ученик
  • Активность: 778
  • Репутация: 9
  • Пол: Женщина
Антонина ученик
3 года назад

None

Показать комментарий

"любо,дорого читать" какие продвинутые были матрены, как говорят французы ищите женщину, чем же нынешнее время отличается от прошлого,да ничем, вся продвинутая,богатенькая поросль там же на западе,как будто обучаются, а в реалии проматывают огромные денжища голодной страны в своё удовольствие на европейские шмотки,яхты,наркотики и мы все "смерды" должны за "их возможности" радоваться ибо они несут нам" своду,и европейскую культуру".

+6
Iraida Аlive
мастер
  • Активность: 7343
  • Репутация: 104
  • Пол: Женщина
Iraida Аlive мастер Антонина
3 года назад

None

Показать комментарий

Антонина, молодец! А то тут часто ратуют за нонешнее правительство, отдельно радующееся от своей страны, где давно уж нет Государства...)))

+1
Michael Ezer
злостный тролль
  • Активность: 13k
  • Репутация: -124
  • Пол: Мужчина
Michael Ezer злостный тролль
3 года назад

None

Показать комментарий

В том, что написано по поводу цариц есть здравое зерно, но оно касается малосущественных внешних моментов. По-настоящему начал ставить Россию на новые рельсы Алексей Михайлович: манафактуры основанные на наемном труде, полки иноземного строя с офицерами с Запада, перводные уставы и пособия , первый театр ( хотя пока еще придворный), сдавяно-греко-латинская академия, переводные книги, развитие рудознатства.... Есть прекрасное исследование в неск. томах о материальной культуре Росии в 16 и 17 веках (вышло в конце 70-х гг.). Были шансы на постепенное. мягкое развитие при сохранении национальных традиций и взятии ценного на Западе .
Это уже при Петре и дальше развитие было повернуто на использование , приписных крестьян, выдачу владельцам заводов рабской силы, и сплошных госзаказов с максимальным вмешательством государства..на милитаризацию, искусственное ценообразование... подавление конкуренции... .вся экономика пошла вкривь... И если говорить о царицах - забыли Софью , которую пытаются представить ретроградкой, а все было не так , ее любовник Голициын был одним из самых образованных людей, весьма европейского типа, имел большие проекты на будущее...тоже ничего не вышло... Да и в одежде - была борьба между европеизацией на польский манер или (при Петре) на голландский...

-1
Дмитрий Сидоренко
мастер
  • Активность: 8718
  • Репутация: 58
  • Пол: Мужчина
Дмитрий Сидоренко мастер Michael Ezer
3 года назад

None

Показать комментарий

Michael, есть дневник князя Щербатова, заставшего и допетровскую и, петровскую Россию. Несмотря на нелюбовь к последней, он признаёт, что в мягком варианте, на проведенные Петром реформы ушли бы столетия. Были ли они?
Да. Пётр 1 был просто жестоким человеком. Да ещё и нервным заболеванием. Но, сравните русскую армию под Нарвой и Лесной.

-1
2014
гуру