Уж с музыкой нам не проститься… 
А в том и её красота, 
Что в музыке – ветер, и птица, 
И волны, и женщина та…                 


   Аполлон играющий на кифаре



Уже в глубокой древности люди любили услаждать свой слух музыкальными звуками. Чарующие звуки золотой кифары возвещали появление златокудрого Аполона. Никто не мог сравниться с ним в игре на этом дивном музыкальном инструменте, и когда фригийский сатир Марс осмелился состязаться с ним в музыке и явился на это состязание со своим музыкальным инструментом - тростниковой флейтой в руках, он жестоко поплатился за свою дерзость.

Самые старые музыкальные инструменты дудки и пищалки которые относятся еще к эпохе верхнего палеолита (а это 2522 тысячи лет до нашей эры!) найдены на территории Венгрии и Молдавии.

В глубокой древности люди не только умели делать музыкальные инструменты и сочинять музыку, но даже записывали ее нотными знаками на глиняных табличках. Самая древняя нотная запись, дошедшая до наших дней, относится к XVIII веку до нашей эры. Глиняная табличка с нотной
записью найдена при раскопках шумерского города Ниппура (на территории современного Ирака).

Люди каменного века делали свои музыкальные инструменты из самых разных вещей. Одним из старейших "музыкальных инструментов" является само по себе человеческое тело. Первые звуки возникали из-за стука или удара по различным частям тела (например, по груди или бедру). Постепенно возникало всё больше инструментов, которые использовали люди каменного века. Они использовали их, например, для охоты, чтобы себя предостеречь от опасности. Так же эти инструменты использовались как объекты для взаимного общения.

 

С чего же начинались музыкальные инструменты?

Струнные - от охотничьего лука, духовые - от раковины, рога, тростника. Но самый почтенный возраст принадлежит, конечно, ударным инструментам: они возникли еще у первобытных людей, которые стали сопровождать свои пляски ритмичными ударами  одного камня о другой. Самые известные музыкальные инструменты первобытного человека:
    - Дудка из кости.
    - Флейта из кости.
    - Звериные рога.
    - Труба из ракушек.
    - Барабан из шкур животных.
    - Трещетки из камня, древесины.
    - Музыкальные луки (луки охотников)

Постепенно появились более совершенные  музыкальные инструменты.







А теперь о жизни..о том  что было  

О великих с юмором.
(Забавные случаи из жизни великих музыкантов.)



Д.Верди

"Не скажу!"
Один начинающий музыкант долго добивался,чтобы композитор Д.Верди послушал его игру и высказал своё мнение.
Наконец композитор согласился.
В назначенный час музыкант пришёл к Верди.Это был рослый юноша,явно не обделённый физической силой.Но играл он из рук вон скверно…Закончив играть,гость попросил композитора высказать своё мнение.
- Только скажите мне всю правду! - решительно потребовал молодой человек,в волнении сжимая свои пудовые кулаки.
- Не могу, - со вздохом отвечал Верди.
- Но почему же?
- Боюсь…

  фото       Д.Верди


Брамс и оловянные солдатики.


Любимой игрушкой маленького Брамса были оловянные солдатики.Часами он мог выстраивать свою игрушечную армию.Но и став уже взрослым мужчиной и прославленным композитором,Брамс продолжал подолгу играть в солдатиков.
- Ах,маэстро,как это можно? - удивлялись друзья.
- Вы совершенно не жалеете своё время!
- Господа,вы ничего не понимаете ни в творчестве,ни в оловянных солдатиках, - отвечал композитор.
- Стоит мне выстроить мою верную армию и скомандовать ей "вперёд",как ко мне немедленно приходит вдохновение, и в то время как мои солдаты бегут на штурм,я бегу к роялю.

    

 

Римский-Корсаков

Глубоко почитающий народное творчество Римский-Корсаков любил использовать в своих сочинениях нечётные размеры.
Увидев размер 9\4 исполнители пришли в ужас и,чтобы легче выучить произведение,придумали предложение с девятью слогами:
9\4 Рим-ский-Кор-са-ков с у-ма со-шёл.
При разучивании нового хора из оперы "Снегурочка", написанного в размере 11\4 исполнителям ничего не оставалось как добавить:
11\4 Рим-ский-Кор-са-ков со-всем с у-ма со-шёл.

 

"Обидчик."

Жена композитора Глинки была совершенно равнодушна к музыке.Один раз Глинка пришёл домой после концерта,в котором исполнялась седьмая симфония Бетховена, потрясённый до слёз.Жена испуганно спросила:
- Что с тобой,Миша!
- Бетховен… - едва смог выговорить Глинка и заплакал.
- Да что он тебе сделал,этот Бетховен?!


Князей много...

Как-то после довольно резкого разговора с князем Лахновским Бетховен написал ему: «Князь! Тому, кем вы являетесь, вы обязаны случайности рождения. Тому, кем я являюсь, я обязан самому себе. Князей есть и будет тысячи. А Бетховен - только один».

Сказано - сделано

Как-то в Дрездене Бетховен слушал весьма неудачную оперу композитора Паэра. После спектакля автор подошел к Бетховену и спросил, что он думает о его опере.
- Она настолько мне понравилась, - ответил автор «Лунной сонаты, - что я пожалуй напишу к ней музыку.
Бетховен сдержал слово: на тот же сюжет он написал оперу "Фиделпо"


Ну как такое не запомнить!  (портреты Глинки и Бетховина)





Стимул

Глинка долго и безуспешно репетировал с певицей Лилеевой, которая имела прекрасный голос, но никак не могла придать соответствующей выразительности партии Гориславы в "Руслане и Людмиле". Чтобы как-то вызвать к жизни ее вялый голос, Глинка тихо подкрался и ущипнул ее. Она, конечно вскрикнула от неожиданности и боли.
-Ну вот, - похвалил ее композитор, - теперь вы и сами видите, что этой фразе можно придать и жизнь, и выразительность. Вот так и пойте.



Мозговладелец

Своего младшего брата Иоганна Людвиг ван Бетховен недолюбливал. Иоганн, будучи аптекарем, скопил солидный капиталец, купил имение и очень этим кичился. Под Новый 1823 год Иоганн послал старшему брату визитную карточку, на которой размашисто подписался: «Иоганн ван Бетховен. Землевладелец». Композитор отослал карточку назад, написав на обороте: «Людвиг ван Бетховен. Мозговладелец».





Д. Россини

Готов сам постоять

Как-то магистр итальянского городка Пезарь прислал к Д. Россини делегацию, которая известила его о решении установить на главной площади бронзовую статую композитора.
- А сколько будет стоить эта статуя? - спросил Россини.
- Двадцать тысяч лир, - сообщили депутаты.
- Было бы значительно лучше, если бы эти деньги передали мне, а я охотно постоял бы сам на постаменте, - предложил композитор.



Я тоже

Как-то на вечеринке в богатом доме, куда был приглашен Россини, одну даму попросили спеть. Она долго жеманилась, но в конце концов согласилась спеть каватину Розины из «Севильского цирюльника». Прежде чем начать, она обратилась к Россини:
- Ах, маэстро, если бы вы знали, как я боюсь!
- Я тоже, - отозвался Россини.

Желание дождаться

Как-то, сидя в театре, Россини шепнул на ухо своему соседу:
- Певец плох невероятно. Первый раз в жизни слышу такое ужасное пение.
- Может быть, вам лучше пойти домой? - предложил сосед.
- Никоим образом! У меня есть сведения, что в третьем действии героиня должна убить его. Я хотел бы дождаться этого.


Обед

Однажды Россини обедал у очень экономной дамы, и встал из-за стола совершенно голодным. Прощаясь, хозяйка любезно сказала:
- Прошу вас еще как-нибудь прийти ко мне отобедать.
- С удовольствием, - ответил Россини. - Хоть сейчас!


(  фото Россини)






О Моцарте.

Как писать симфонию

Какой-то юноша спросил Моцарта, как писать симфонию.
- Вы еще слишком молоды. Почему бы вам не начать с баллад? -сказал Моцарт.
Юноша возразил:
- Но ведь вы начали писать симфонии, когда вам не было еще и десяти.
- Да, - ответил Моцарт, - но я ведь ни у кого не спрашивал, как их нужно писать.


Музыка не для длинных ушей

В 1781 г. Моцарт завершил оперу «Идоменей». Отец композитора выразил опасение, что опера будет слишком сложной для слушателей, на что Моцарт спокойно ответил:
- О так называемой доступности не беспокойтесь: музыку моей оперы могут слушать люди всех рангов, кроме тех, у кого длинные уши.



Вместо будильника
Моцарт любил поспать. Его близкие придумали будить композитора следующим образом. Нужно было сыграть хотя бы один аккорд. Моцарт тут же просыпался и начинал развивать тему дальше.




Невозможное возможно
Моцарт еще в детстве сочинял музыку и как-то еще мальчишкой принес своему наставнику Гайдну несколько страничек с нотами.
- Я написал пьесу, которую вы ни за что не сумеете сыграть, - заявил он своему овеянному славой учителю.
Гайдн взял у него ноты и закричал:
- Здесь руки должны исполнять сложные пассажи в противоположных концах клавиатуры, и еще несколько нот надо в тот же миг брать посредине! Эту вещь сыграть невозможно!
Моцарт рассмеялся, сел за клавесин и взял «невозможные» ноты -  с помощью носа.



  ( фото Моцарта )




Фредерик Шопен

Залог успеха.
Когда Фредерик Шопен,будучи ещё ребёнком,готовился к первому публичному выступлению,его долго наряжали, придирчиво осматривали,давали массу советов как правильно себя вести,чтобы не нарушить торжественности обстановки.
После концерта мальчика стали расспрашивать что же больше понравилось публике.
- Мой белый воротничок! -гордо ответил Фредерик.



Детство

Уже в детские годы Шопен проявил необыкновенные музыкальные способности. Он был окружён особым вниманием и заботой. Подобно Моцарту, он поражал окружающих музыкальной «одержимостью», неиссякаемой фантазией в импровизациях, прирождённым пианизмом. Его восприимчивость и музыкальная впечатлительность проявлялись бурно и необычно. Он мог плакать, слушая музыку, вскакивать ночью, чтобы подобрать на фортепиано запомнившуюся мелодию или аккорд.

Шопен


Станьте скрипкой

Однажды после концерта к Паганини обратилась восторженная поклонница:
- Маэстро, я готова сделать все, что угодно, чтобы всегда быть рядом с вами!
- Для этого вам нужно стать скрипкой Страдивари, - ответил Паганини.

   ( фото Паганини)


    Знаменитые скрипичные мастера
Антонио Страдивари
Никколо Амати        
Джузеппе Гварнери





А теперь немножко поговорим  о нашем,  русском  музыкальном  инструменте..

Что рассказывают о себе сами инструменты

Рассказ БАЛАЛАЙКИ.



 Здравствуй, соседушка! Зашла к тебе о том, о сем поболтать.
— Ваше имя, уважаемая? — спросил я.
— Загадку отгадаете — имя узнаете.

            В лесу выросла,
            Из лесу вынесена.
            На руках плачет.
            На полу скачет.



— Балаболка ты, соседка, — проворчал басами Баян. — Все бы тебе балагурить.
Недаром тебя зовут...БАЛАЛАЙКА.

 

 


А она в ответ по своим трем струнам ударила—лихо, с приплясом.

 




 

— Хотите байку расскажу? Жила красна девица на виду у честного народа. Болтунья, пустозвонка - говорили одни. Людям от нее радость да потеха - говорили другие. Давно ли то было, недавно ли, а еще при царе Петре Великом о ней слух ходил. Стала красна девица жить-поживать припеваючи да пританцовываючи. Дружбу водила с людьми веселыми - в хороводах, на гуляньях. И все бы так шло, да появилась у нее соперница счастливая, заморская - гитара семиструнная. Забывать стали люди потихоньку хохотунью нашу. Все больше по душе им приходтлась нежная, задумчивая ГИТАРА...

...Была бы сказка грустная, кабы конец хороший не вышел. Давно ли, недавно ли, а сто с лишним лет минуло, объявился добрый молодец - Андреев Василий Васильевич. Приметил нашу девицу и полюбил любовью великой. Пришел к мастеру - умельцу столичному. Сшей, говорит, платье новое, нарядное, но по старому образцу - треугольному. И голос укрепи. И стала наша девица с тех пор на весь мир знаменитой. Звенит ее голос по белу свету, русскую песню славит.

 



     



- Замечательный рассказ, уважаемая БАЛАЛАЙКА. Вы достойная представительница семьи струнных щипклвых инструментов. Где вас можно увидеть и услышать.

- Служба моя главная в оркестре или ансамбле русских народных инструментов вместе с другом любезным - БАЯНОМ.

 

Немного истории

Когда и кем изобретена балалайка неизвестно. Балалайка, как гудок, волынка, гусли и др. почитается одним из древнейших музыкальных инструментов, что свидетельствует и арабский историк Ибн-Фацлан, посетивший, в качестве посла, в 921 г. волжскую Болгарию и видевший как заезжие “руссы” хоронили своего князя. По языческому обычаю в могилу покойнику, между прочим, положили: “крепкий напиток, плоды и музыкальный инструмент” — “eine Laute”, в переводе Фрэна, по мнению А. Котляревского — “балалайку”, чтобы, по языческому верованию в загробную жизнь, он мог и на том свете услаждать себя игрой на любимом при жизни инструменте.

    

"Деревенская" балалайка довольно сильно отличалась от усовершенствованной балалайки Василия Васильевича Андреева.  Именно он подал мысль инструментальному мастеру Ф. Пасербскому построить балалайку из лучшего материала, сделав кузов ее из бука и значительно увеличив его, а деку — из ели, в результате чего корпус балалайки приобрёл лучшие резонансные свойства. Гриф, по указаниям г. Андреева, был укорочен, струны натянуты скрипичные и гитарные.





Натюрморт с балалайкой. 1934 Морозов А.И.





Берёзовая роща – это арфа:

На ней играет набежавший ветер

Простую, незатейливую песню…

К дороге подошедший перелесок,

Как парень, растянул свою гармонь –

Широкую мелодию Руси!

А лес сосновый – золотой орган,

И музыка его почти что зрима:

Она взлетает вверх с движеньем кроны.

И вижу я в орешнике – рожок,

И слышу я в осине – балалайку,

И клён звенит,

Как бубен настоящий!

И я теперь совсем не удивляюсь,

Как много музыкальных инструментов

Подметил у природы человек.


СПАСИБО ВСЕМ, кто заглянул  в  Тему.  Здоровья и  УДАЧИ!!…