1. Такой популярный сейчас формат 3D имеет уже довольно долгую историю. Книга Рекордов Гиннеса зафиксировала самый первый показ 3D фильма в истории – это произошло еще в 1915 году в Нью-Йорке. Спродюсированный Эдвином Портером и Уильямом Уадделлом фильм состоял из разных кусочков, изображающих, среди прочего, танцующих девушек и Ниагарский водопад. Для создания 3D эффекта, зрителям раздавали очки с красными и зелеными (а не синим, как сейчас) стеклами.

 

2. Вопреки распространенному мнению, кожное дыхание имеет гораздо меньшее значение для жизнедеятельности человеческого организма, чем принято думать. Во всем виноват Джеймс Бонд и серия под названием «Голдфингер», в которой красотка Джил Мастерсон якобы умерла от того, что ее всю покрыли золотом и кожа не смогла дышать. Причину смерти Джил сценарист объяснил настолько убедительно, что съемочная группа сама поверила в правдоподобность этой версии. Врачи во время съемок все время находились поблизости, а актрису Ширли Итон намазали золотой краской не так густо, как предполагали изначально – на всякий случай.

Интересный факт в том, что через кожу человек получает лишь около 1% нужного нам воздуха – умереть от того, что нам будет не хватать всего 1% невозможно.

 

3. Пулемет «Максим», прочно ассоциирующийся у нас с Чапаевым, Анкой и тачанками, несмотря на свое «русское» имя имеет совсем не русское происхождение. Самое интересное то, что Максим в данном случае – это действительно имя, вот только полностью оно звучит как Хайрем Стивенс Максим (Hiram Stevens Maxim). Именно так звали американского (а впоследствии – английского) оружейника и изобретателя, который в 1884 году создал знаменитый пулемет двух мировых войн.

 

4. По цвету шотландского килта можно было определить, откуда шотландец родом и его социальное положение. Во-первых, все килты в средние века (а самое древнее описание килта в горной Шотландии датируется 1594 годом) делались на основе натуральных красок. В связи с тем, что в определенной местности росли только определенные растения, которые можно было использовать для красок, ткачи были ими ограничены. Так можно было сказать, откуда человек родом.

 

5. Слово «бесталанный» вовсе не означало раньше «бездарный, без каких-либо талантов». Изначально смысл этого слова был совсем другим. «Бесталанный» образовано от тюркского талан, что означало счастье. Получалось, что бесталанный – это человек без счастья, без удачи. У многих классиков слово употребляется именно в этом смысле. Например, у Тургенева, у Кольцова, у Лермонтова в «Песне о купце Калашникове»:

И головушка безталанная
Во крови на плаху покатилася…

Однако в какой-то момент возникла путаница между словами талан и талант и уже принятый разговорный вариант изменил первоначальное значение слова. А талант пришел к нам со значением «способность, дарование».

 

6. Большевики хотели «сбросить с парохода истории» не только несколько устарелых букв, но и всю кириллицу. Правда, реформу орфографии обсуждали еще в 1904 году в Российской Академии наук, но только большевики со свойственной им революционной волей провели эту реформу в жизнь. В 1918 году в целях упрощения языка и приближения его к массам из алфавита исключили буквы «ять», «фита», «ижица», и «десятеричное» и «ъ» на конце слов, изменили также правописание некоторых окончаний и приставок.

 

7. Полное официальное наименование столицы Таиланда звучит следующим образом: Крунгтеп Маханакон Аморн Раттанакосин Махинтара Юдтая Махадилок Поп Нопарат Ратчатани Буриром Удомратчневес Махасатарн Аморн Пимарн Авалтарнсатит Сакататтия Висанукрам Прасит. По-тайски оно пишется в одно слово, состоящее из 152 букв, или 64 слогов (повседневное название – сокращенное, Крунгтеп).

Перевести его можно, как «Город ангелов, величайшая сокровищница небесных жемчужин, великая и неприступная земля, самое главное и выдающееся из королевств, царственная и восхитительнейшая столица, одаренная девятью благородными самоцветами, изобилующая высочайшими королевскими дворцами, напоминающими райское жилище, божественный приют и пристанище для реинкарнированных душ».

Бангкоком столицу Таиланда называют одни лишь невежественные иностранцы – это слово в самом Таиланде не используется вот уже более 200 лет.

 

8. Биг-Бен – это вовсе не та высокая башня Вестминстерского дворца (в народе – Парламента), которую принято изображать на каждой второй открытке с видами Лондона. И даже не часы, которые украшают эту башню. Биг-Бен – это колокол, который расположен за циферблатом часов. Весит он почти 14 тонн, в высоту он более двух, а в диаметре – около трех метров.

 

9. Символ Японии – гора Фудзи (или Фудзияма), почитается синтоистами и буддистами как священное место, обиталище божеств, духов, причем главный дух горы – Конохана Сакуя-химэ – женского рода. Недаром Фудзи идеально симметрична. Этот (или эта) Дух когда то не приютил Великого Предка, и за это на вершину горы нахлобучили снежную шапку. Но на два месяца, с июля по сентябрь, Фудзи освобождается от снегов и становится доступной для восхождений.

Первый монах поднялся на вершину в 663 году, и на склонах появились первые храмы. Паломники в белых одеждах и с посохами поднимались на священную вершину. Появилось даже синто-буддистское общество почитателей горы, которое провозгласило вулкан столпом нации и государства.

Интересно, что хотя дух горы женского рода, женщинам до конца ХIX века запрещалось восхождение на священную гору. Первой, конечно, забралась англичанка – леди Паркес в 1867 году. Даже сейчас для религиозных японцев подъем на Фудзи – то же самое, что посещение Мекки для мусульман. В Японии есть пословица: «Тот, кто ни разу не поднимался на Фудзи, – глупец. Тот же, кто поднимался дважды, – глупец вдвойне». Вот так! Божественная красота должна доходить с первого раза!

 

10. Известнейшее шикарное захоронение фараона Тутанхамона вовсе не являлось таким уж шикарным. Тутанхамон – это в общем-то мало чем примечательный фараон, который правил Египтом примерно с 1336 по 1327 год до н.э. и в возрасте 19 лет уже умер. Говарду Картеру, одному из ученых, открывших могилу Тутанхамона в 1922 году, даже принадлежат следующие слова о молодом фараоне: «При нынешнем состоянии наших знаний мы можем с уверенностью сказать только одно: единственным примечательным событием его жизни было то, что он умер и был похоронен».

Однако имя Тутанхамона на устах у всех – это произошло потому, что его захоронение оказалось единственным из открытых на сегодняшний день, которое не подверглось последующему разграблению. Его гробница на самом деле отличалась скромностью убранства и малыми размерами и осталась цела лишь потому, что царь Рамсес VI (правил с 1144 по 1136 год до н.э.) прямо над ней самым бесцеремонным образом соорудил пышный вход в свою собственную гробницу (которую, разумеется, впоследствии разграбили).

 

11. Идея контактных линз первому пришла в голову Леонардо да Винчи. В его книге «Кодекс глаза» (1508 год) есть рисунок глаза с «надетой на него ванночкой, заполненной водой». Ванночка была в форме шара и позволяла устранить дефекты роговицы, вот только присоединить ее к глазу было затруднительно. Рене Декарт в 1637 году придумал приставлять к глазу трубку с водой и увеличивающим стеклом в противоположном конце. В дальнейшем исследователи развивали эту оптическую систему, непосредственно контактирующую с глазом. Например, в 1851 году появился гидроскоп – полумаска, внутрь которой для контакта с глазами вливали жидкость.

 

12. Искусство первобытных людей вовсе не было примитивным, как многие могут думать. Лучшим тому доказательством может служить то, что, когда в 1879 году испанский археолог-любитель Марселино Санс де Саутола вместе со своей девятилетней дочерью обнаружил пещеру Альтамира с полихромной живописью (в Кантабрии, Испания), эксперты наотрез отказались ему поверить и обвинили Саутолу в том, что он сам подделал творения первобытных художников. В качестве аргументов приводилось в том числе то, что наши предки не могли создать столь совершенное искусство, с такой сложной композицией.

 

13. Один из самых знаменитых австрийских композиторов, Вольфганг Амадей Моцарт, был похоронен в общей могиле и место его захоронения до сих пор точно неизвестно. Моцарт скончался в возрасте 35 лет от неустановленной болезни и был похоронен, как часто говорится в могиле для бедных, якобы потому, что он был очень беден и не мог позволить себе индивидуальный склеп. Однако это неверно: Моцарт был похоронен так же, как и все люди его общественного и финансового положения в те времена в Вене. Ведь в соответствии с реформами императора Иосифа II массовые захоронения были правилом, и только очень богатые люди могли позволить себе семейный склеп, а индивидуальные могилы были в ту пору явлением фактически неизвестным или из ряда вон выходящим.

 

14. Слово «газета» происходит от наименования мелкой итальянской монетки – gazetta. Дело было в XVI веке в Италии. В те времена в Италии располагались самые развитые города, процветание которых целиком и полностью зависело от торговли. В связи с этим купцам было крайне необходимо узнавать последние новости как можно скорее – ведь любое происшествие, как известно, может самым неожиданным образом повлиять на цены товаров.

После изобретения книгопечатания (произошло это радостное событие в последней трети XV века) стало возможным не только передавать новости из уст в уста (что, разумеется, приводило к массе искажений этих самых новостей), но и печатать их. Так, примерно в 1550 году в Венеции и появились печатные листы, содержащие в себе изложение последних событий. Листочки были маленькие, бумага плохая, шершавая, что делало их недорогими – цена их составляла всего одну монетку. Либо за эту же монетку можно было купить себе пропуск на собрание, где эти листы читали вслух – ведь читать самому еще надо было научиться. Называлась монетка «gazetta», а вскоре это название распространилось и на сами информационные листы.

 

15. Танец сиртаки, символизирующий для нас Грецию, вовсе не греческий народный. Появился он только в 1964 году благодаря находчивости актера Энтони Куинна во время съемок фильма «Грек Зорба». По сценарию Куинну, игравшему того самого Зорбу, требовалось станцевать что-то национальное – с прыжками и энергичными движениями. За день до съемки сцены с танцем Куинн сломал ногу и был не в состоянии подпрыгивать. Поэтому актер придумал танец с необычным скользяще-тянущим шагом, позволявшим ему подволакивать больную ногу. Композитор Микис Теодоракис сочинил более медленную музыку, а актер станцевал под нее «народный» танец собственного сочинения. Режиссеру Куинн сказал, что танцу научил его один из местных жителей и называется этот танец «сиртаки» (в переводе с греческого «касание»).

 

16. Существуют сказочно красивые черные розы!

Хотя розы кажутся абсолютно чёрными, на самом деле их оттенок — тёмно-бордовый. Цветут розы только летом в очень небольшом количестве и только в Халфети (Турция). Свой дьявольский оттенок розы получили благодаря уникальной почве в регионе и нужному уровню pH подземных рек, берущих начало в Евфрате. Цветение начинается в начале весны — в это время розы тёмно-красные, но к концу лета постепенно темнеют и становятся полностью чёрными.

 

17. С граффити на Руси стали бороться (безуспешно, раз они дошли до нас) еще в X веке. По указу Киевского князя Владимира Святославовича «резание храмов» приравнивалось к разрыванию могил и наказывалось 20-ю ударами плетьми. Но, видимо, желание «оставить свой след» у наших предков (как и у современников) было сильнее страха наказания. Иногда еще по голой штукатурке, иногда поверх фресок жители древнего Киева, Новгорода, а также –Пскова, Полоцка, Галича, Ладоги – оставляли сотни надписей – граффити. Их процарапывали ножом, иглой или писалом – инструментом для писания на бересте. Обычные прихожане – во время долгой службы, где-нибудь в затемненном углу, а духовенство, князья – в пустом храме после службы – всем хотелось оставить свой автограф на стене, которая простоит века.

 

18. На острове Новая Гвинея чудом уцелели племена, избравшие качественно иные способы существования мужчин и женщин. Эти племена называются тхамбули, арапеш и мундугумор.

У тхамбули женщины энергично руководят делами племени. Они обладают признанным авторитетом и определяют такие важные дела, как, например, заключение брака. Этнографы описывают этих женщин как  очень самостоятельных, надёжных, добродушных и приветливых. Зато мужчины племени тхабули несдержанны, капризны и недоверчивы, а в отношениях к женщинам неуверенны и робки; они вырезают по дереву, ткут, музицируют, рисуют, украшают свои тела и находятся в финансовой зависимости от женщин.

У племени арапеш как мужчины, так и женщины по нашим меркам женственны и противоположности между ними выражены в малой степени. Особенность этого племени в заботливом уходе. Эта деятельность характерна равным образом для обоих полов в отношениях друг к другу, в воспитании детей и уходе за полями. Женщины племени арапеш носят ребёнка на груди, кормят в любое время, как только младенец потребует пищу. Всё племя относится к детям как к чему-то очень драгоценному, что нужно очень беречь.

Маскулинное племя мундугумор – прямо противоположно. Все женщины там – как мужчины. Они так же агрессивны, драчливы, безжалостны. Они так же охотятся, так же воюют. Они презирают детей и гнушатся беременности. Младенца они носят не на груди, а в корзине за спиной и кормят его не тогда, когда он пожелает, а лишь когда сами сочтут необходимым. Когда дети дерутся, папы и мамы их не разнимают, а, стоя вокруг, лишь науськивают друг на друга. Скромного, застенчивого человека воспринимают там как ненормального, а жестокого, грубого – как идеал.

 

19. В отличие от «дамы с камелиями», «кавалер с камелиями» – это реальное историческое лицо! Сен-Шарль Лотур-Мезере, знаменитый денди или, что более по-французски – герой Бульвара, постоянно бывал в Английском кафе, разъезжал в собственной коляске, имел постоянную ложу в Опере и произвел огромное впечатление на Бальзака, который придал многим денди из «Человеческой комедии» его черты. Именно Лотур-Мезере в 1830 году первым стал носить камелии в петлице, чем заслужил прозвище «кавалера с камелиями».

 

20. Круассан  – этот национальный символ Франции, в общем-то, придумали вовсе не там, а в Вене – ну, по крайней мере, так гласит одна из самых известных версий происхождения этой булочки. Дело было следующим образом: в 1683 году Вене приходилось очень несладко под натиском турок, которые уже несколько месяцев осаждали город. Так как венцы все-таки были не готовы сдаваться, турки решили пойти на крайние меры и устроить подкоп под стеной города, чтобы проникнуть в него незаметно. Однако им помешали, кто бы вы думали? Пекари. Люди этой профессии работают, когда все остальные еще спят, чтобы к утру приготовить свежую выпечку. Так вот, работая ночью, некоторые пекари услышали странные звуки турецких копателей и предупредили власти города. Последние успели предпринять меры и предотвратить неожиданный захват. А тут и подкрепление из Польши подошло, Вена была спасена.

Те самые пекари на радостях испекли булочки в виде полумесяцев – таких, какие они видели на турецких флагах.

 

21. Дуэли были достаточно разнообразными как по оружию, так и по форме. Так, например, мало кто знает, что существовала такая интересная форма как «четверная дуэль». В этом виде дуэли после противников стрелялись их секунданты.

 

22. Выражение «голубая кровь», обозначающее, как известно, высокое происхождение и принадлежность к аристократическому кругу, пришло к нам из Испании, где в давние времена признаком благородства считалась тонкая, белая кожа, через которую просвечивали синеватые кровеносные сосуды. В начале XVIII века так себя называли аристократы провинции Кастилия, гордившиеся, что их предки не роднились с маврами и другими смуглокожими людьми.