Традиционно сексуальность в древнем мире ассоциируется с греческой, индийской и китайской цивилизациями. Египет же представляется этаким сакральным, монолитным и далёким от чувственного миром. Но мнение это ошибочно. Стоит вспомнить изображения знатных дам в полупрозрачных одеяниях, и портреты цариц с золотыми чашечками в виде лотосов на сосках. Но порой за светскостью, парадностью и неприкрытым эротизмом таились глубинные смыслы. Ведь сексуальность у египтян - движущая сила божественного развития Вселенной.

1. Иуну - город, родившийся из семени

Вселенная в виде сочетаний мужских и мужского и женского начал. Фрагмент виньетки мифологического папируса жрицы Хентуттауи. 10 в. до н.э. Лондон, Британский музей.

Вселенная в виде сочетаний мужских и мужского и женского начал. Фрагмент виньетки мифологического папируса жрицы Хентуттауи. 10 в. до н.э. Лондон, Британский музей.



Древнеегипетская сексуальность священна изначально. По легенде город Иуну, который греки называли Гелитополем, создал солнечный творец Атум, мастурбируя. При этом облик его руки приняла его супруга Хатхор Небетхетепет - богиня любви, радости и экстаза, а заодно покровительница смерти как залога вечной жизни. Считалось, что именно сексуальная привлекательность богини любви и является стимулом развития мира.

2. Мумии с эрегированными фаллосами

Вотивная фигурка Осириса с фаллосом. Глина. X-VII вв. до н.э. Вена, Музей истории искусств.

Вотивная фигурка Осириса с фаллосом. Глина. X-VII вв. до н.э. Вена, Музей истории искусств.



Владыка мира усопших Осирис, которому удалось победить смерть, изображался с эрегированным фаллосом. Это означало нескончаемую природную силу, которая вместе с водами Нила оплодотворяет мир. По легенде Осирис был разрублен врагом на части и собран вновь супругой Исидой и сыновьями Анубисом и Хором. Возродиться, если верить легенде, Осирис смог только тогда, когда Исида не только собрала его тело воедино, но и создала из ила великого Нила утерянный в водах этой реки фаллос.

Древние египтяне уподобляли умершего Осирису и пеленали мужские мёртвые тела, закрепляя половой орган в приподнятом положении. Они верили, что сексуальная сила способна победить смерть.

3. Салат-латук как сильнейший афродизиак

Фараон, коленопреклоненный перед статуей бога плодородия Амона-Мина. Карнак, 20 в. до н.э.

Фараон, коленопреклоненный перед статуей бога плодородия Амона-Мина. Карнак, 20 в. до н.э.



Сетх - бог ярости, песчаных бурь, разрушения, хаоса, войны и смерти – пытаясь подчинить бога неба Хора, обманом завлёк его в постель. Но Хор хитростью подставил под половой орган Сетха ладони и сумел остаться девственным, не потеряв плаво на вселенскую власть. Исида же, мать Хора, решив отомстить собирала семя сына в сосуд и тайно поливала им салат-латук – излюбленную пищу развратника-Сетха. Съев латук из своего сада Сетх оказался оплодотворенным Хором, потерял власть и стал объектом насмешек для других богов. Остаётся только добавить, что латук считается египтянами одним из сильнейших афродизиаков.

4. Бог плодородия Мин

Статуя бога Мина: архаический колосс из Коптоса. Музей Эшмола, Оксфорд.

Статуя бога Мина: архаический колосс из Коптоса. Музей Эшмола, Оксфорд.


Древние египтяне считали, что мужская сексуальность – это условие, необходимое для власти над миром. Свидетельством этому убеждению являются выполненные из известняка, массивные статуи Мина, бога плодородия, которые сжимает в руке свой фаллос.

Статуя бога Мина: скульптурная группа Мина и царя Хоремхеба. 14 в. до н.э. Лондон, Британский музей.

Статуя бога Мина: скульптурная группа Мина и царя Хоремхеба. 14 в. до н.э. Лондон, Британский музей.



Эти статуи, созданные египтянами ещё на заре цивилизации (примерно в XXXII в. до н.э.) сегодня хранятся в собрании музея Эшмола в Оксфорде. И нужно отметить, что иконография бога-повелителя урожаев за последующие тысячелетия египетской истории не изменилась.

5. «Золотая» Хатхор

Богиня Хатхор. Кедровое дерево. 4 в. до н.э. Нью-Йорк, Музей Метрополитен.

Богиня Хатхор. Кедровое дерево. 4 в. до н.э. Нью-Йорк, Музей Метрополитен.


Женская сексуальность у древних египтян была весьма привлекательна и не менее опасна. Известна легенда о богине любви «золотой» Хатхор, которая в гене превращалась в львиноголовую Сехмет попирающую человечество.

Одним из главных ритуалов в храмах был ритуал «сехетеп Сехмет». Для умиротворения Хатхор самым эффективным способом считалось опьянение пивом и священным вином, в результате чего яростная львица превращалась в кошку Бастет, покровительницу плодовитости, женственности и изысканного эротизма.

В V веке до н.э. «отец истории» Геродот писал о знаменитом празднике богини-кошки, проходившем в городе Бубастисе – центре ее культа, расположенном в северо-восточной части дельты Нила: «Когда египтяне едут в город Бубастис, то делают вот что. Плывут туда женщины и мужчины совместно, причем на каждой барке много тех и других. У некоторых женщин в руках трещотки, которыми они гремят. Иные мужчины весь путь играют на флейтах. Остальные же женщины и мужчины поют и хлопают в ладоши. Когда они подъезжают к какому-нибудь городу, то пристают к берегу и делают вот что. Одни женщины продолжают трещать в трещотки, как я сказал, другие же вызывают женщин этого города и издеваются над ними, третьи пляшут, четвертые стоят и задирают [подолы] своей одежды. Это они делают в каждом приречном городе. Наконец, по прибытии в Бубастис они справляют праздник с пышными жертвоприношениями: на этом празднике выпивают виноградного вина больше, чем за весь остальной год. Собирается же здесь, по словам местных жителей, до 700 тысяч людей обоего пола, кроме детей»

6. Египетские гаремы

Сети I и Хатхор — владычица любви, небесный прототип «великой супруги царской». Рельеф из гробницы Сети I в Долине царей. 13 в. до н.э. Париж, Лувр.

Сети I и Хатхор — владычица любви, небесный прототип «великой супруги царской». Рельеф из гробницы Сети I в Долине царей. 13 в. до н.э. Париж, Лувр.


В древнем Египте «великую супругу царскую» почитали как земное воплощение Хатхор, также как фараон был земным воплощением Хора. Главная царица или царица мать управляла огромным женским домом царя. Это заведение практически ничем не походило на стереотипный восточный гарем. В нём обитали младшие царицы и «нефрут» – красотки-наложницы. Последние считались непосредственными служительницами Хатхор, призванными непрерывно возрождать жизненные силы и сексуальную энергию царя.

Обнаженные танцовщицы на пиру. Роспись из гробницы вельможи Небамона. 15 в. до н.э. Лодон, Британский музей.

Обнаженные танцовщицы на пиру. Роспись из гробницы вельможи Небамона. 15 в. до н.э. Лодон, Британский музей.



Нефрут носили одеяния из тончайшего льна и бисерные сетки. А часто на них и вовсе были только набедренные повязки. Но при этом обязательным условием были браслеты, ожерелья и массивные парики. До нашего времени дошли их изображения играющих на музыкальных инструментах, танцующих, поющих и играющих с царём в сенет – игра чем-то напоминающая шашки.

Если вспомнить Рамсеса II, то неисчислимые его жёны и наложницы родили ему 111 сыновей и 67 дочерей. И это только те дети, которых признал царственный отец официально.

7. Мерут и неджеммит

Фрагмент статуи царицы Тейе. Желтая яшма, 14 в. до н.э. Нью-Йорк, Музей Метрополитен.

Фрагмент статуи царицы Тейе. Желтая яшма, 14 в. до н.э. Нью-Йорк, Музей Метрополитен.


За стенами резиденции фараонов дело обстояло куда проще. Об этом свидетельствуют светские тексты, особое место среди которых занимают рамессидские папирус Честер-Битти I и папирус Харрис 500. В них рассказывается о встречевозлюбленных, за которой якобы подглядывали деревья. Есть в текстах слова и том, что влюблённым, стоящим на разных сторонах реки, не станет препятствие даже крокодил, лежащий на отмели.

«Мерут» - любовь и «неджеммит» - влечение представляются как состояние, похожее на тяжкую болезнь. Если же страсть не удовлетворена, городская красавица просиживает часами у зеркала, наводя макияж, чтобы привлечь внимание приближенных фараона.

Стоит отметить, что именно египтянки в древности считались самыми красивыми женщина Средиземноморья.

8. Браки в Древнем Египте

Супружеская чета. Рельеф из гробницы везира Рамосе. Шейх Абд эль-Курна, Луксор. 14 в. до н.э.

Супружеская чета. Рельеф из гробницы везира Рамосе. Шейх Абд эль-Курна, Луксор. 14 в. до н.э.


Сегодня точно неизвестно, как в Древнем Египте заключались браки. Но не вызывает сомнения, что у женщины было достаточно прав, закреплённых брачным договором. Известно так же, что в общей массе замуж отдавали практически девочек. И это не говоря о широко распространённых условных династических «детских» браках в царских семьях.

Узаконены в древнем Египте были браки между родственниками всех мастей: сёстрами и братьями, племянницами и дядьками и т.д. По статистике, дошедшей до нашего времени, из 161 свадьбы 38 – браки между братом и сестрой.

В одном из папурусов, хранящихся в Лейденском музее муж пишет жене: «Я взял тебя в жены еще юношей. Я был с тобой вместе… Я не огорчал твое сердце… Я не скрывал от тебя своих доходов… Никогда не было чтобы я пренебрегал тобой…».

9. Верность и измена

Фараон, целующий наложницу. Известняк. Из эль-Амарны. 14 в. до н.э. Каир, Египетский музей.

Фараон, целующий наложницу. Известняк. Из эль-Амарны. 14 в. до н.э. Каир, Египетский музей.


Семья в Египте почиталась всегда, неверность супруги каралось смертью. «Берегись женщины, которая выходит тайком! – советует мудрец Ани. – Не следуй за ней; она станет утверждать, что это была не она. Жена, чей муж далеко, посылает тебе записки и зовет к себе каждый день, когда нет свидетелей. Если она завлечет тебя в свои сети – это преступление, и ее ждет смерть, даже если она не насладится своей изменой»

Мужская измена не преследовалась, однако в случае насилия со стороны мужчины по отношению к женщине виновный отвечал перед судом, а повторно побившему жену грозило наказание в 100 палочных ударов.

10. Представительницы самой древней профессии в Древнем Египте

Кусок кожаного покрова из Дейр эль-Бахри. 15 в. до н.э. Нью-Йорк, Музей Метрополитен.

Кусок кожаного покрова из Дейр эль-Бахри. 15 в. до н.э. Нью-Йорк, Музей Метрополитен.


В крупных городах Древнего Египта существовала проституция. Многочесленные упоминания об этом сохранились на остраконах – кусках известняка или обломках сосудов, используемых для записей, и в юридических документах. Как правило, древнейшей профессией занимались служанки или рабыни, захваченные во время войн в Нубии или Сирии. Их отправляли в пивные, таверны или специальные «увеселительные заведения». После посещения этих притонов мужчины часто получали венерические болезни, в частности, гонорею, которая упоминается в египетских папирусах.

Нередко дамами лёгкого поведения становились певицы и артистки. В Британском музее можно увидеть статуэтку арфистки, которая, опираясь на музыкальный инструмент, демонстрирует свои половые органы. А в коллекции нью-йоркского музея Метрополитен есть расписной кусок кожи из храма Хатхор в Дейр эль-Бахри, на котором изображено, как обнаженный мужчина демонстрирует половые органы арфистке.

11. Отношение к гомосексуальности

Рельеф из гробницы Нианххнума и Хнумхотепа в Саккаре. 24 в. до н.э.

Рельеф из гробницы Нианххнума и Хнумхотепа в Саккаре. 24 в. до н.э.


Классические египетские тексты мужскую проституцию обходят молчанием. Но известно, что ещё при Птолемеях это явление было широко распространено, и вероятно, не было привнесено греками, а существовало ещё до них. В Древнем Египте гомосексуальность осуждалась, но это не мешало царю Пепи II, как свидетельствует сохранившийся текст, ночами посещать в казармах военачальника Сисене. Известна и история парикмахера и маникюра царя V династии Ниусерра Хнумхотепе и Нианххнуме, которые погребены в одной гробнице. На стенах своего последнего пристанища они изображены обнимающимися и целующимися.

Уже в эпоху эллинизма женскую и мужскую гомосексуальность практически не порицали в обществе. В брачных контрактах I в. до н.э., найденных среди массы папирусов в знаменитом городе Тебтюнисе, зачастую уточняется, что мужчина, беря в жены избранницу, обещает ей не приводить в дом ни наложницу, ни юного любовника и не выгонять ее ради страсти к кому бы то ни было. А в магических папирусах есть тексты для приворота одной женщиной другой, а женские пары ведут совместное хозяйство, как обычные гетеросексуальные.

12. Туринский эротический папирус

Туринский эротический папирус. Прорисовка. 12 в. до н.э.

Туринский эротический папирус. Прорисовка. 12 в. до н.э.



Но при всём при этом сексуальность в Египте, даже связанная с проституцией, была священна. В собрании Египетского музея в Турине хранится знаменитый эротический папирус. На нём изображены 12 разнообразных поз полового акта. Папирус датируется XII в. до н.э. и был найдет в 1920—х годах сильно повреждённым. Эта находка произвела сенсацию в научном сообществе, но была признана «обсцентной» и долгое время была закрыта для широкой аудитории.

По мнению учёных, это не просто древнейший порнографический свиток, а изображение ритуального соития. Об этом свидетельствует причёска мужчины. Это «бритоголовый» жрец богини Хатхор. На рисунках у мужчины огромный половой орган, которым он удовлетворяет женщина на ложе, на полу, на колеснице или в невероятных акробатических позах.Рядом с женщинами изображены предметы культа Хатхор – ее ритуальные музыкальные инструменты, зеркала, неизменные лотосы. В последней сцене папируса мужчину, лишившегося сил, служанки несут на руках.

Туринский эротический папирус. Фотография. 12 в. до н.э.

Туринский эротический папирус. Фотография. 12 в. до н.э.



Между рисунками сохранились записи-комментарии к происходящему: «Не бойся, что я тебе сделаю?», «Давай, войди в меня сзади твоей любовью», «О, мой разбойник!», «Мой большой член уже болит изнутри». Сохранилась на свитке и информация о его владельце - «носитель опахала с права от Его Величества», «царский писец» и «военачальник». Вот только имя этого древнеегипетского эротомана до нашего времени не дошло.

Стоит отметить, что похожие сцены сохранились и на остраконах XVI-XII вв. до н.э.

13. Царская чета и чувственность

Царица Анхесенамон, протягивающая букеты с мандрагорами супругу — Тутанхамону. Сцена на крышке ларца. Кость, роспись. 14 в. до н.э. Каир, Египетский музей.

Царица Анхесенамон, протягивающая букеты с мандрагорами супругу — Тутанхамону. Сцена на крышке ларца. Кость, роспись. 14 в. до н.э. Каир, Египетский музей.



Безусловно, в царском доме подобных изображений себе не позволяли. Чувственность между фараоном и его супругой обозначалась символами – царь держит жену за запястье, сажает на колени (в исключительных случаях) или прогуливается с ней по саду, принимая из её рук букет с плодами мандрагоры, известной на Востоке как символ сексуальности.

14. Греческое влияние

Ритуальное соитие – т.н. «симплегма». 305-30 г.г. до н.э. Нью-Йорк, Бруклинский музей.

Ритуальное соитие – т.н. «симплегма». 305-30 г.г. до н.э. Нью-Йорк, Бруклинский музей.



С проникновением в Египет влияния эллинов эротика приобретает всё большую популярность. В это время в некоторых храмах и местах, посвящённых богам плодородия, появляются многочисленные терракотовые изображения фаллосов и карликов с гигантскими половыми органами, которые должны были принести стойкость потенции мужчинам и плодовитость – женщинам.

В Бруклинском музее в Нью-Йорке хранится «симплегма» - группа соединенных, переплетенных фигур – которая является самой большой из известных сегодня эротических египетских скульптур этого типа. Центральное место в ней отведено фигуре обнажённой женщины в коротком парике. Она опирается на на гигантские фаллосы четырех мужчин разного роста, головы которых украшены «локонами юности». Перед этой группой – две мужские фигуры меньшего размера, которые держат на коленях связанную антилопу-орикса.

По мнению учёных, смысл симплегмы интерпретировать сегодня непросто. Судя по всему памятник тесно связан с осирическим культом. Фигура мужчины (олицетворение заупокойного жреца) оплодотворяет женщину, возможно, богиню, которая родит Хора — сына-наследника Осириса, символизирующего продолжение жизненного цикла. Гипертрофированная мужская сексуальность связана с представлениями о неиссякаемом плодородии Осириса и египетской земли, которая является материальным воплощением его тела.

Источник